Был у меня такой период несколько лет назад, когда я читал всё подряд, без разбора, хватаясь за любой объём и жанр и заглатывая очередной том с жадностью человека, долго бредшего по пустыне и наконец добравшегося до оазиса. И книги эти мне нравились; в большей или меньшей степени, но никогда не вызывая реакцию отторжения. Во всяком случае, так было до некоторых пор, пока не наступила некая «тёмная полоса»: каждая вторая книга казалась полной чушью, порождала исключительно отрицательные эмоции и мало способствовала разжиганию желания читать ещё больше. В итоге в какой-то момент, продолжая заглатывать книги с прежней скоростью, я ограничил себя несколькими вариантами: а) перечитывание по пятому, десятому, надцатому разу любимых историй, благо, их было много, б) знакомство с новыми произведениями давно известных авторов, которые удивить-то удивят, но уж точно не разочаруют, в) «лёгкая» литература в духе Лукьяненко: вроде и не ерунда, но при этом ничего ахового от таких книг изначально не ждёшь. К незнакомым же авторам относился настороженно. А когда, бывало, таки брался читать что-то новое, обычно соблазнившись восторгами в интернет-сфере или меткими цитатами, неизменно разочаровывался вновь. Так, например, с трудом вообще заставил себя читать что-то после трёх-четырёх книг Паланика, а тот же Коэльо надолго отбил тягу к философии (пусть в его случае и стоит сделать приписку «псевдо»). Случалось даже, что после такого не читал неделями или даже месяцами вообще ничего. Ужас.
Забавно ещё и то, что классические романы мне зачастую тоже не нравились. Например, «Джен Эйр» или «Поющие в терновнике» не задели ни на йоту. Но и плеваться от вида книг, как это было после того же «Бойцовского клуба», никогда не побуждали. Вероятно, в этом и кроется разница между классической и современной литературой: даже будучи не интересной, первая всё равно остаётся достойной и несущей отпечаток хорошего вкуса, тогда как вторая порой лишена всех перечисленных пунктов. Во всяком случае, я пришёл к такому выводу применительно к себе самому. Тем приятнее теперь открывать для себя современных авторов, которых избегал из-за опасения снова утратить на месяцы желание брать в руки книгу. Так странно – разумеется, в хорошем смысле – вновь ощущать этот детский восторг, предвкушение чего-то нового, неизведанного, незнакомого, что медленно, крупица за крупицей, открывается взору, создавая отдельный мир, целую вселенную одной книги. Да, всё ещё встречаются истории, которые бросаю на втором-третьем десятке страниц, потому что они просто «не идут». Иногда книги попросту не нравятся. Порой мало что затрагивают в душе исключительно по причине «не моё». Но всё же желание читать-читать-читать крепнет день ото дня.
А сейчас будет что-то вроде рекламы, но таки будет, ибо в некоторой степени это «читать-читать-читать» снова меня коснулось благодаря уже упомянутому как-то раньше порталу LiveLib. Нет, у меня не открылись глаза на невообразимое богатство собственной библиотеки (чёрт, когда же найду время и терпение перенести всё в электронный вид?); нет, мне не помогли рецензии, на кои обращаю внимание, конечно, но далеко не в первую очередь; но, пожалуй, идея о том, чтобы, основываясь на уже прочитанном, находить список рекомендованной литературы, не так плоха. Во всяком случае, только что дочитал уже пятую книгу, руководствуясь таким вот списком рекомендаций, и снова доволен аки слон. Всё же непередаваемо прекрасное чувство – прочесть последние строки романа, осознавая, что сказано всё, что должно, и от прочитанного остаётся приятный след, словно послевкусие от глотка доброго вина.
Пойду-ка выберу следующую книгу. На завтра.