Одним из самых интереснейших составляющих разума мне всегда казалось сновидение. До сих пор так толком и не доказано, чем являются сны - весьма искажённым отражением прожитых дней, мешаниной мыслей, переживаний и планов, отображением наших страхов и желаний или вовсе способом заглянуть в будущее. И хотя какие-то исследования проводились (человек по сути своей редко когда способен оставить нечто непонятым и непознанным), насколько мне известно, ничего конкретного так и не было установлено. Версий всегда существовало множество, одна фантастичнее другой, вторая глупее третьей, а третья - куда более желаема, нежели четвёртая, десятая и двадцать седьмая. Пожалуй, по степени интереса хомо сапиенсов сон можно приравнять к душе, потому как и о первом, и о второй человеку известно крайне мало. Однако если в наличии души ещё можно усомниться, то в существовании снов - никак нет. Но вот что они из себя представляют - вопрос ничуть не менее сложный, чем то самое "есть душа или её нет".
Я неоднократно говорил, что очень люблю свои сновидения, поэтому и считаю себя невероятно везучим, ибо сны мне снятся порой просто потрясающие. Но и непонятных, необъяснимых или просто парадоксальных среди них тоже хватает. Обычные сюжетные сны, какими бы они интересными не были, вполне понятны и даже объяснимы теми же играми разума, памяти и воображения. Словно художник, собрав на своём столе множество разрозненных многоцветных кусочков стекла, глины, каких-то мелких камушков и прочего мусора, складывает их в узоры и закрепляет на твёрдой основе, в конце концов превращая в произведение искусства. Такие сны похожи на киноленты или мультфильмы, они иногда разделяются на несколько серий, которые то приходят каждую следующую ночь, пока условный фильм не дойдёт до своего логического конца, то демонстрируют новую серию через определённый (иногда достаточно большой) промежуток времени, дабы к началу очередного показа ещё больше разжечь интерес. Параллель с кинолентами кажется тем более близкой к истине, что в продемонстрированных моим разумом фильмах нередко угадываются отдельные жанры (что интересно, не только мною любимые, но даже и те, кои я всегда избегаю), просматриваются знакомые пейзажи и лица, можно наблюдать за движением камеры, слушать звуки и вдыхать запахи. Этакий просмотр методом погружения. Стоит лишь заметить, что подобные сны-фильмы не допускают вмешательства со стороны и не предполагают самостоятельных действий зрителя, то бишь меня.
Упомянутая возможность менять сюжет сновидения путём каких-то действий, слов или даже мыслей характерна для того типа сновидений, который я условно назову снами-играми. Они иногда подобны компьютерной игре-квесту, где есть определённая сюжетная линия, чаще всего приключенческая или попросту являющая собой некую загадку, разгадка коей может открыться в самом конце, если верно пройти путь от вопроса до ответа. Всяческих разветвлений главной дороги может быть бесконечное множество, а наличие основной загадки ничуть не отменяет появления других, возможно, даже более интересных и сложных, нежели центральная. Во время сна-игры своё тело полностью контролируется, а картины, запахи и звуки вокруг, весь пейзаж не просто видишь, чувствуешь и осязаешь, но можешь менять, корректировать по собсвтенному желанию, дабы максимально увеличить шанс пройти игру до конца, увидеть, чем же заканчивается история и узнать ответ на вопрос вселенской важности.
Сны-воспоминания для меня всегда были наиболее интересны и загадочны. И я сейчас имею в виду не те образы и картины, которые отложились в памяти в раннем детстве, а теперь, спустя годы, странным образом вернулись в несколько изменённом, а потому не всегда узнаваемом виде. В таких снах нет ровным счётом ничего необычного. Другое дело - сны-воспоминания из неких прошлых жизней, в существовании которых лично я не сомневаюсь. Почему не сомневаюсь - это вопрос сложный и имеющий к снам весьма малое отношение, посему сию тему я развивать не стану. А вот сны-воспоминания достойны того, чтобы каждый новый раз обращать на них внимание. Их можно было бы списать на воображение (что чаще всего и случается), но некоторые факты скорее слонны уверить в многоуровневости памяти, переселении душ или ещё в чём-то подобном, пусть каждый по себе выбирает. Одним из таких фактов можно назвать случай, когда во сне видишь одно из своих прошлых воплощений, общающееся с известным историческим персонажем, а потом, спустя месяцы или даже годы, в какой-нибудь энциклопедии встречаешь упоминание о том, как выше упомянутый персонаж в таком-то году приезжал в такое-то место и там высказал такие-то мысли о таком-то событии. Но ты об этом знал и так - из сна! Совпадение? Случайно прочитанная и забытая информация? С одной стороны, да, возможно. Но с другой возникает вопрос: а если подобный сон видит десятилетний ребёнок, которому некоторого рода книги просто не попадались? Ещё одним фактом, который если и не доказывает реальность снов-воспоминаний, то хотя бы заставляет задуматься об оной, можно упомянуть то, что в таких сновидениях ничто никогда не бывает идеально. Как и в жизни. Если другие сны почти всегда несут в себе нотку фантастичности, нереальности или хотя бы какой-то сюрреалистичности (даже простые сны, полностью отражающие недавние события), то сны-воспоминания невероятно подобны жизненным реалиям. И если ты видишь себя в одном из прошлых воплощений на улочке Лондона начала восемнадцатого века, то в первую очередь замечаешь не красоту барышень, блеск своей обуви или лишнюю складочку на любимой одежде, а вонь помоев из подворотни, валяющиеся посреди дороги кучи конского навоза и прочие радости, которые даже в самых исторически точных книгах и правдивых фильмах далеко не всегда отображены. Сны-воспоминания слишком реальны, чтобы быть лишь плодом воображения.
Сны-зеркала - это, пожалуй, самый простой и не требующий особых разглагольствований тип. Зеркала на то и зеркала, чтобы отражать вещи такими, какие они есть. Чаще всего в таких снах возвращаются те моменты, которые во время бодрствования либо вызвали сильный всплеск эмоций (от ярости до счастья), либо оказались весьма неожиданными и поэтому запомнились, либо очень повлияли на наши поступки или положение, либо ещё нечто вроде. Сны-зеркала - это простейшее копирование случившегося когда-то (от событий минувшего дня до деяний многолетней давности, отложивших свой отпечаток), порой слегка отшлифованное, окрашенное в несколько изменённые краски или преподнесённое в ином контексте и с другого ракурса, но всё же вполне узнаваемое, обычное и объяснимое. Впрочем, такие сны могут принести пользу, служа чем-то вроде напоминания о допущенной ошибке и о том, что в следующий раз в подобной ситуации следует поступить иначе.
Сны-предсказания, чаще всего называемые вещими, всегда вызывали во мне долю здорового скептицизма. Увидеть во сне какое-то глобальное происшествие отдалённого будущего, способное изменить ход развития всей планеты и значительно повлиять на человечество, способны разве что провидцы и оракулы, а существование множества таковых в третьем тысячелетии весьма и весьма сомнительно. Упоминается, что многие свои пророчества достославный Нострадамус видел именно во сне. Однако либо сий господин имел в предках сфинксов, кои славились умением загадать простейшую загадку такими словами, что и умнейшие из умных немели, либо попросту заврался, потому как, к примеру, обещанное им недавнее светопреставление всё же не наступило, а добрую половину пророчеств так до сих пор и не расшифровали, уж больно туманно они составлены. Что же до вещих снов местечкового пошиба, имеющих значение только для какого-то отдельно взятого человека, его близких и родных, то в это я не просто верю, но и имел возможность убедиться на собственном опыте. Ничего сверхъестественного, просто мне приснилось некое событие, которое в точности сбылось спустя почти год. Необычнее всего то, что в нём принимали участие люди, с которыми я на момент сновидения не был знаком и о ком не имел ровным счётом никакого представления. А получилось, что за год до означенных событий я уже знал, при каких обстоятельствах столкнусь с ними, что они мне скажут, как будут действовать и чем это закончится. Такое со мной приключалось ровно шесть раз, а запомнил, потому как всё же не самое будничное явление - вещие сны, сны-предсказания.
Есть ещё один тип снов, у меня во всяком случае, однако, я не знаю, как его назвать таким образом, чтобы наиболее полно и близко по мыслу передать суть. Сны-творчество, сны-произведения, сны-музы... Нечто в этом роде. Такие сны бывают не так уж часто, зато всегда запоминаются с удивительной точностью, а после пробуждения превращаются в рассказы, какие-то словесные зарисовки или даже стихи. Иногда такие сны представляют собой подобие снов-фильмов или снов-игр, но при просмотре всегда сохраняют ощущение, будто это не они демонстрируются мне, а я их создаю. Ещё чаще сны представляют собой текст. Самый обычный текст, написанный моим неразборчивым почерком на листе формата А4, каллиграфически выведенный на дорогом пергаменте блестящими чернилами, небрежно напечатанный на старой машинке, быстро проявляющийся на мониторе компьютера, выстраивающийся звёздами на небосклоне... Как угодно, но это неизменно видимый текст, который по пробуждении мне остаётся лишь перенести на бумагу или перепечатать в Word'е. Бывало даже, что уже переписывая рассказ, я мог в любой момент закрыть глаза, вспомнить сон и чуть ли не перекопировать подзабытые части текста. Стихи порой снятся не словами на бумаге, а голосом в ушах - моим собственным, какого-то знакомого или вовсе непонятно чьим. Немногочисленные увиденные во сне песни звучат под музыку, сопровождаемые изображениями или кадрами всё того же сна-фильма.
Также весьма любопытным явлением является символизм в снах. Такого явления как сон-символ я ещё не видел, однако некие отдельные символы встречались в сновидениях любого типа и сюжета. Некие образы, мотивы, предметы или люди которые появляются в самых разных снах. Иногда они несколько видоизменяются, иногда остаются такими же. Порой их сложно обнаружить, но в другой раз они сами бросаются в глаза. Должно быть, такие символы и ложатся в основу сонников. Не зря же в этих книжонках всё распределено попредметно или по простым явлениям. Что-то конкретное, чёткое и не расплывчатое, но легко обнаружимое. Возможно, есть в этом доля истины, и такие символы действительно могут что-то пояснить и рассказать, но я никогда не увлекался толкованием снов по глупым книжкам и брошюркам. Что же до часто являющихся образов, то одним из самым популярных у моего разума является следующий. Это винтовая лесница, рисующая круг довольно большого диаметра. Здание, в котором она расположена, может быть чем угодно - от ГУМа до подъёмника к ракете, однако ещё никогда это здание не было ниже пяти этажей (это я сознаю чётко), тогда как верхнего предела либо вовсе нет, либо я его не помню, либо это просто не имеет значения. Вне зависимости от высоты здания на самом верху ступени закачиваются относительно небольшой платформой, которая неким невообразимым образом нависает над пространством, кое винтовая лестница описывает. От основной площадки эта не слишком устойчивая навесная платформа отделяется довольно узким и ещё менее устойчивым переходом, чаще всего без всяких перил и при этом слегка покачивающимся. Само собой разумеется, что в этом здании, чем бы оно ни являлось, мне нужно попасть на последний этаж - именно на эту самую платформу. Необходимо пройти по узкому переходу, нависающему над многими этажами и неплотно закреплённому. Однако же при всей ненадёжности конструкции нет сомнений в том, что ни платформа, ни переход к ней, ни сама лестница не провалятся прямо под ногами. Есть неприятное ощущение ненадёжности, но ни намёка на страх свалиться вниз. Вот такой вот часто являющийся мне возможно-символ-чего-то-там. Помнится, последний раз я видел эту лестницу две ночи назад. Тогда наверху вёл приём Эдвард Радзинский, к которому мне очень нужно было попасть. С учётом того, что я не смотрю телевизор, появление в сновидении сего господина кажется по меньшей мере странным. Кстати, в лицо я его не помню, во сне не видел, хотя точно знал, что он сидит на той самой платформе, к которой ведёт широкая винтовая лестница.
О снах-сумбуре, снах-потоке мыслей, снах-рассуждениях я писать не буду. Они и без того вполне объяснимы и понятны. Пожалуй, лично мне бывают ещё интересны сны-погружения, приходящие обычно после прочтения особенно понравившейся книги или просмотра впечатлившего фильма. В таких снах можно быть сторонним наблюдателем, участником событий или даже оказаться одним из персонажей. Порой снятся продолжения историй, окончание которых меня не устроило, или же кои пока ещё не завершены автором. Бывают сны, демонстрирующие альтернативное течение событий книг или фильмов. В качестве примера мне сразу бросается в память сон по... не смейтесь! ...по книге... я сказал не смеяться!!! ... по книге о Гарри Поттере со компания. Вернее, сна было два. Первый ещё ладно, но вот второй был многосерийным и мучал меня на протяжении полугода, являясь по два-три раза в месяц. По сути - самый что ни на есть фанфик. Очень логичный, последовательный, с соблюдением всех условностей мира и характеров персонажей, но от этого не менее фанфикоподобный. Каждый раз по пробуждении я хватался за голову и секунд пять тихо выл в подушку, молясь, чтобы это когда-нибудь закончилось. Потому как мало того, что эта штука мне снилась, так она ещё и требовала перенести её в текстовый вид! Вы себе можете представить меня, пишущего фанфик по Гарри Поттеру? Да и вообще меня, пишущего фанфик? Я - нет. А посему я старательно отбрыкивался от настырного сна, который мучал меня полгода, пока всё же не пришёл к своему логическому завершению. Я очень надеюсь, что повтора этого сновидения-погружения не планируется.
Разумеется, всё выше описанное НЕнаучно исследовалось мною лишь на собственном опыте. Какие-то типы снов мне, возможно, никогда не доводилось видеть, какие-то я просто забыл упомянуть. Во втором случае, наверное, всё же допишу, если мне придёт в голову. Хм, да, поределённо, что-то таки забыл упомянуть, но вот что именно - никак не вспомню. В другой раз, быть может. Впрочем, сие НЕнаучное исследование никакой видимой пользы никому не принесёт, разве что мне самому в качестве некой систематизации собственного восприятия сновидений.