...Молодой пастух Эстафилос уснул, разморенный полуденным солнцем, а когда очнулся от дрёмы, увидел, что в отаре не хватает одной овцы – молодой, быстроногой и той самой, которую хозяин Эстафилоса, Ойнос, любил больше всех других. Испугался юный грек и бросился искать пропажу, но как ни старался, до самого вечера так и не обнаружил сбежавшую овцу. Единственным следом её были пожёванные листья незнакомого Эстафилосу плодносящего растения. Пастух сорвал несколько плодов и принёс их своему хозяину, признавшись, что потерял овцу, а эти крупные ягоды и покусанные листья - единственное, что может напоминать Ойносу о пропаже. Хозяин рассердился на пастуха и велел убираться прочь до тех пор, пока не сыщется сбежавшая овца, а сам положил незнакомые ягоды в деревянную посуду и спрятал под крышкой. Бедняга Эстафилос, собрав немного еды и воды, отправился блуждать по округе, ища беглянку. Больше дюжины дней провёл он в пути, пока не вернулся туда, откуда начал свои поиски. К удивлению Эстафилоса, когда он вышел на пастбище, оказалось, что овца спокойно щиплет травку, как будто и не пропадала вовсе. Обрадовался юный пасту и привёл овцу Ойносу. Хозяин, вновь обретя любимицу, решил выбросить помявшиеся ягоды из посуды – не нужны ему больше были никакие напоминания об овце. Но когда снял Ойнос крышку, увидел он, что ягоды лежат в терпко пахнущей жидкости, которая очень понравилась на вкус Ойносу. Так в Греции благодаря расшалившейся овце впервые попробовали вино.
...Давным-давно в одном из фракийских селений жил старый бездомный козёл. Когда-то у него был хозяин, но после его смерти козёл оказался никому не нужен, и стало бедное животное бродить по окрестностям селения, с каждым днём становясь всё более унылым. Слонялся так козёл вокруг людских домов до самой осени, однако с приходом её заметили жители селения, что козёл тот изменился: стал весело подпрыгивать, стуча копытами, словно молодой козлёнок, и к людям подбегать, ластиться, как пёс к любимому хозяину. Некоторое время побыв таким, козёл неожиданно снова становился уныл и печален, а люди не могли понять, что с ним случилось и почему он так менялся на несколько недель. Старый козёл как-то пережил зиму, и весну, и лето, оставаясь всё таким же унылым, а следующей осенью вдруг снова проснулась в нём, уже совсем одряхлевшем и почти лишившемся сил, необъяснимая подрость и резвость. Один молодой юноша случайно увидел, как, бродя по заброшенному винограднику, козёл ест упавшие на землю и уже лежалые гроздья ягод, от которых доносился слегка кисловатый уже забродивший запах. Юноша, заинтересовавшись тем, что после поедания этих ягод козёл словно молодел, и сам решил попробовать виноград, оказавшийся на вкус терпковатым и оставлявшим после себя приятное головокружение и ощущение лёгкости. Так во фракийцы впервые познали вкус вина, первооткрывателем которого был самый обыкновеный козёл.
...Однажды царь Джамшид, повелитель Персии, отдыхал в своём саду, прячась от зноя в тени зелёных деревьев. Вдруг он увидел, как чуть в отдалении на земле бьётся в кольце змеиного тела прекрасная птица. Она показалась царю столь красивой, что приказал он своим воинам убить змею и спасти птицу. Стрела, тут же посланная меткой рукой, пронзила гада ползучего в голову, а освобождённая птица в благодарность преподнесла царю несколько семечек. Она уронила их недалеко от стены, и тут же из земли появились тонкие зелёные ростки. Они быстро тянулись вверх, и уже через несколько дней увили всю стену, а кое-гденачали наливаться соком ягоды. Джамшид приказал выжать из ягод сок и, попробовав его, полюбил эту сладость, велев, чтобы каждый день теперь его поили им. Но однажды слуга принёс царю сок с ягод, сорванных несколько раньше срока. Излишне кислый напиток пришёл царю не по вкусу, и владыка повелел закрыть его в бутыли и спрятать. Про него и вовсе забыли бы, не случись через несколько месяцев любимой наложнице царя, неделю мучившейся сильнейшими головными болями, решиться в отчаянии на уход из жизни. Думая, что в запечатанной бутыли яд, девушка выпила почти всю жидкость, что была в сосуде, и почти тотчас уснула. Но по пробуждении оказалось, что голова наложнице уже вовсе не болит, да и выглядела она весёлой, разрумянившейся и смеющейся. Царь Джамшид, узнав об этом, решился попробовать остатки той жидкости, что вылечили его любимицу, и так ему понравился этот напиток, что с тех пор он почти перестал пить свежий сок ягод, а велел оставлять его на несколько месяцев запечатнным в бутылках. Называли тот напиток «царским лекарством», именно он был первым вином Персии.
(где-то читал, от кого-то слышал)