Времена меняются, и вместе с ними меняемся не только мы, но и многое из того, чему хорошо бы оставаться неизменным или хотя бы не начинать двигаться по нисходящей. Должно же быть что-то даже в будничном и привычном мире, что-то стабильное и неизменное – стабильно и неизменно хорошее, - создающее некую привязку к «здесь» и «сейчас», но не кованую пудовую цепь на шее, а тонкую серебристую нить-паутинку, никуда не тянущую, но указующую направление к месту, куда хочется иногда возвращаться.
Первые годы после открытия кофейни «Лондон» и «Стары Менск» были в нашем городе чем-то необычным, хотя, в сущности, всегда являлись очень европейскими, родом из узких улочек, пропитанных ароматами времени и кофе. В наших же широтах это было необычно, потому что ново. А уж о том, насколько замечательными казались эти маленькие, на десять-пятнадцать человек, кафешки, оформленные в стиле Лондона и старого стольного града Минска, и напоминать не стоит. Уютно, тепло, хорошо, вкусно, под негромкие звуки приятного чиллаута…
Всё стало меняться, когда несколько лет назад чай стали заваривать куда экономнее. «Шиповник и гибискус» перестал быть густого тёмно-бордового цвета и начал напоминать водицу, щедро окрашенную марганцовкой. Потом из меню пропали замечательные тосты с мёдом и джемом, чуть позже – с ветчиной и сыром. Ах, какой восхитительный кусочек маслица полагался к этим тостам! Moi, никогда не евший сливочного масла в виде намазанного на хлеб слоя, тихо улетал на седьмое небо, ибо это было удивительно вкусно, с какими-то специями и непонятными добавками… Им на смену пришёл «сендвич с сыром», вроде бы те же тосты, те же полупрозрачные кусочки ветчины, твёрдый сыр, немного овощей и листья салата, но… Хлеб чёрный вместо белого, совсем уж мизерное количество почему-то маринованного (даже летом) тощего огурчика…
Но последняя капля упала в чашу терпения месяца четыре назад, когда в некогда любимых кофейнях перестали подавать куриный пирог. О, божественное яство, восхитительное в своей простоте. В ароматном тесте были перемешаны маленькие кусочки куриного филе и горошек, сверху всё это великолепие заливалось расплавленным твёрдым сыром и щедро украшалось зеленью, особенно петрушкой. Подавалось на большой тарелке, по свободной поверхности которой рисовали узор из вкусного майонеза (иногда даже двух видов), и можно было несколько минут чувствовать себя в раю.
Времена меняются, мы меняемся вместе с ними, но почему-то попутно меняем ещё и то, что доставляло бы куда больше удовольствия, оставаясь неизменным. Так что в «Лондон» не пойду. Заверну в «UPтеку», выпью самбуки и буду думать о том, где бы отыскать более или менее толковую замену любимым кофейням – уютное и атмосферное место со своей индивидуальностью и при этом по ценовой политике позволяющее бывать там не раз в полгода. Эх.