[Я предупредил...]
Не существует для меня более сильной брезгливости, чем та, которую я испытаю, если вдруг по какой-то причине зайду в православную церковь или католический храм. Впрочем, и в мечети я, наверное, испытывал бы то же самое. Крещёный католик (угу, и ещё наполовину еврей), кривящий губы и сводящий брови на переносице, стоит ему только увидеть любой собор – немного странная картинка, да? Но иначе не могу. Кроме брезгливости, не испытываю ничего. Брезгливости не к религии как таковой, а к тому, во что её превратили. И дело отнюдь не в моём отношении к Богу, об этом я рассуждать и вовсе не собираюсь.
Мне видятся лживыми и жалкими люди, которые, постучись вдруг в их дом беда, отрывают свои пятые точки от насиженных диванов и идут в церкви, дрожащими руками покупают самые дорогие свечи, зажигают их, безмолвно шевеля губами перед иконой - так, словно на самом деле помнят хоть одну молитву.
Мне видятся лживыми и жалкими люди (хоть и не особо достойно относиться так к пожилым и больным), которые с маниакальной периодичностью на протяжении всей своей жизни ходят в одну и ту же церковь, выстаивая долгие службы, с благоговейным трепетом глядя на священника; люди, по памяти тихо поющие молитвы и хоралы, знающие наизусть псалтырь и перечитывающие потрёпанную библию десятки раз, превратившие Бога в идола и поклоняющиеся ему с преданностью фанатиков.
Мне видятся лживыми и жалкими люди, кричащие на каждом углу, что они атеисты, что бога нет и не существует, что это всё ерунда и чушь, - и при этом украдкой по вечерам изредка открывающие дверь храма, опускающиеся на колени и тихо замаливающие эти самые слова; а назватра как ни в чём ни бывало продолжающие отнекиваться и открещиваться от религии с новыми силами.
Мне видятся лживыми и жалкими все эти люди, но ещё больее лживой и жалкой мне кажется их вера. Вера в то, что библия - слово божие, хотя написана-то она была руками людей. Вера в то, что церковь - это храм божий, хотя построены они нередко руками грешников и преступников, да к тому же ещё и на далеко не чистые деньги. Вера в то, что если совершил какой-то поступок, из-за которого тебя мучает совесть, всё пройдёт, стоит лишь только в кои-то веки завернуть по пути из магазина домой в расположенную поблизости церковь, неумело перекреститься и поставить свечку.
Я не буду утверждать, что все люди вокруг таковы. Чесать под одну гребёнку в данном случае (как и во всех других, когда дело касается разницы в мировоззрениях, мнениях, вере и др.) было бы как минимум ошибочно, да и попросту глупо. Но, как ни крути, если рассматривать всё усреднённо, глядя на общее число, хоть и сам не слишком-то люблю обычно так делать, результат выходит тот же. Из тех, кого можно увидеть в божьем храме, считанные единицы верят по-настоящему искренне. Они есть, конечно, есть, но их настолько мало, не фанатиков и лжеверцев, не якобы атеистов и ещё кого-то, а просто верующих, что увидеть их иногда почти невозможно. Увы? Может быть, меня это, в сущности, не касается. Смотрю на это исключительно со стороны. Так лучше видно.
Это неважно сейчас, верю ли я в бога. Но если кто-то верит в его существование, неужели он не понимает, что чтобы быть услышанным, не нужно идти в церковь, не надо скупать сразу десяток свечей, не требуется падать на колени и причитать... Неужели всемогущий бог не сможет услышать слова молитвы, произнесённые в душе? Нет? Тогда в чём его могущество?
Люди всегда были противоречивы. Такими и останутся. А я так и буду считать их надуманную веру неискренной и фальшивой. Ту самую веру, которой они порой так стесняются и которую скрывают. Ту самую веру, которую они иногда способны защищать руганью и ненавистью. Ту самую веру, которую они облачили в страницы "священных" книг, кирпичи "божьих" храмов... Ту самую веру, которая на самом-то деле ещё более надуманная и искуственная, чем утверждение о том, что человек - высшее существо.
Я не верю в бога в том смысле, который предполагает нынешняя религия, будь то христианство, иудаизм, буддизм или иная конфессия. Но если бы и верил, то произносил бы молитвы мысленно или тихим шёпотом в своей комнате. Если бы я верил, то верил в бога, а не в созданные людьми здания и написанные ими же книги. Зачем символы для того, что живёт в твоей душе? Зачем символы для веры, которая существует века?
Может потому, что эта вера только на символах и держится?
Тогда какая же из неё вера?
[Конец жутко озлобленной записи.]