Беседовали давеча с приятелем одним, он историк по образованию и состоянию души – да, такое тоже бывает. С этим человеком невероятно увлекательно спорить и дискутировать, притом не имеет значения, спокойным тоном или эмоционально, бурно жестикулируя и отстаивая каждое слово, словно честь прекрасной дамы. Цель этого, конечно, не побиться головой о стену и не постучать кулаком в грудь, не обдоказываться вусмерть или любой ценой отстоять свою точку зрения; это тот же обмен информацией и мнениями, только для него выбрана вот такая не академическая форма. Зато каждая беседа, независимо от тематики - будь то дискуссия на тему взаимосвязи иудаизма и христианства или спор на извечную тему «кто виноват?» - доставляет огромное удовольствие, всегда интересна и увлекательна. И, полагаю, каждый раз чему-то учит меня и что-то новое даёт узнать ему – потому как иначе не было бы новых бесед.
Последний раз мы завершили наш диспут торжественным тостом, подняв кружки с ароматным кофием за две великие державы, совершенно разные, но одинаково значительные в рамках истории по схожим причинам. Сошлись на мнении, что Япония и Америка – это два исторических феномена, если смотреть на развитие этих стран под определённым углом.
Япония – потому что при всех многочисленных «стоп-кранах» сумела занять одну из лидирующих позиций в современной экономике и, что не менее важно, науке. «Стоп-краны» - это, в первую очередь, многовековая политика закрытости страны, которая начинала строить торговую сеть с другими странами уже тогда, когда весь остальной мир был расчерчен сетью экономических связей по морю и суше. Если мне не изменяет память, по-настоящему открытой Япония стала уже после реставрации Мейдзи, а это было не так уж и давно, особенно если рассматривать в рамках исторического пласта времени.
Америка – тоже феномен, но совершенно иного рода. Удивительно то, что страна, которая, во-первых, начала своё развитие, когда Старый Свет просуществовал уже очень и очень долго, а во-вторых, по сути, изначально представляла собой свалку самых разных представителей рода человеческого, спустя всего лишь полтысячи лет заняла лидирующее положение в мире по множествам показателей. Сделаем реверанс экономическому кризису, который несколько подпортил впечатление, но общей картины он всё равно не изменит; во всяком случае, пока.
Мне это видится двумя реками. Та, что течёт с восточной стороны, несёт свои воды медленно и спокойно; вода в ней кристально чистая, прозрачная настолько, что виден каждый камушек на дне, отчего кажется, будто само дно недалеко. Но впечатление это обманчиво, река чиста, но глубока настолько, что достаточно сделать один лишь шаг, желая коснуться кажущегося близким дна, как можно тут же уйти с головой, оказавшись во власти подводных течений, водоворотов и омутов. Всего этого не видно с поверхности, где воды реки неизменно кажутся спокойными, плавными и размеренными. Западная река – бешеный поток, рвущийся откуда-то с горы, несущийся среди камней и способный даже столкнуть их со своего пути, с каждым мгновением набирая скорость и мощь, бросаясь из стороны в сторону, брызгаясь во всех направлениях. И чем дальше от истока, тем хаотичнее рисунок потока, тем больше брызг по берегам, тем сильнее сами берега размыты, а вода всё более затемнена из-за поднятого со дна ила и всё более опасна из-за подхваченных потоком и поднятых со своего места камней самых разных размеров.
Дальше воображение нарисовало между Японией и Америкой Европу в компании с Россией, которые представились этакими Срединными землями, населёнными эльфами и живущими на спирту морозостойкими гномами… После чего мы поняли, что кофе нам достаточно. Истории, впрочем, на этот вечер тоже.