Всё циклично в этом «лучшем из миров», всё вертится по кругу и повторяется вновь и вновь спустя разные промежутки времени. Круговорот воды в природе, круговорот жизни во Вселенной, круговорот неудачи в жизни человеческий, круговорот человеков на земле, круговорот времён года, круговорот лет, круговорот счастий и несчастий, ненависти и любви: всё так или иначе повторяется снова и снова, снова и снова, снова и снова, словно слушанная-переслушанная пластинка в старом граммофоне, когда игла западает в определённом месте и повторяет одно и то же короткое сочетание звуков. Если постараться и дать волю воображению (не зря же, в конце-то концов, небеса им нас не обделили!), может показаться, что в этом сочетании звуков есть некое разнообразие, какая-то мелодия, которая даже может понравиться. Но сути это не изменит: короткий звук всё равно останется собой и не превратится в песню, просто будет повторяться раз за разом, круг за кругом, как и всё в этом мире, в этом лучшем мире, в этом лучшем из миров. Раз-два-три, по кругу, по кругу, пары по кругу…
Ты просыпаешься, чистишь зубы, идёшь на работу или учёбу, завтракаешь-обедаешь-ужинаешь или пропускаешь очередной приём пищи, улыбаешься солнцу, хмуришься дождю, поднимаешь воротник от ветра, прячешься под зонтом от дождя, говоришь по телефону, включаешь мобильный на подзарядку, кликаешь мышкой, возвращаешься домой, пьёшь кофе-чай-какао, глушишь втёмную, куришь вторую дюжину за вечер, занимаешься сексом, признаёшься в любви, посвящаешь вечер своему хобби, смотришь новый фильм, встречаешься с друзьями, ложишься спать – чтобы завтра проснуться и начать всё по новой с какими-то мелкими, ничуть не важными в масштабах Вселенной коррективами. И это не тот круг, из которого можно выйти, взяв большие ножницы и перерезав парадную ленту; не тот, из которого можно просто шагнуть, как шагают за порог дома те, кто не намерен больше возвращаться; не тот, который исчезнет, стоит лишь перестать думать о нём, забыть, как забывают названия скучных книг, неудачи в школьные годы и плохих любовников. Не тот. Раз-два-три, по кругу, по кругу, пары по кругу…
Может быть, самостоятельно из него и вовсе не выбраться: любое действие и противодействие, каждый шаг, движение, слово и дело снова и снова возвратят в круг, подтолкнут в спину, чтобы и дальше двигать тебя по спирали. Может быть, вытолкнуть за пределы круга может что-то извне, как если бы две независимых орбиты разных вдруг пересеклись и в какой-то момент времени объекты этих двух окружностей – р-раз! – и столкнулись, их отбросило в стороны, сорвало с привычных спиралей. Вот тогда и можно бы пытаться начать двигаться не по кругу, а зигзагом, волнообразно или даже по прямой. Если только не мотать головой, очухиваясь, и не пытаться вернуться обратно, цепляясь в привычно очерченный круг, словно утопающий за соломинку, желая возобновить то, что второй раз уже вряд ли изменится, и не снова это раз-два-три, по кругу, по кругу, пары по кругу…
Орбиты планет пересекаются не так уж часто, чтобы относиться к этому наплевательски. И длится это не так уж долго. Бум – и всё. И тогда либо – за пределы круга, либо – назад, в привычное лоно цикличности. Круговорота воды, круговорота жизни, круговорота себя. Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три…