День субботний был мною уже две недели назад обведён в мысленном календаре толстым ярко-красным стержнем как единственный день, в которой можно позволить себе отдохнуть, что представляется практически невозможможным ещё почти месяц вперёд. И особенно перд воскресеньем, которое, в отличие от предыдущего дня, уже заранее тяготило проблемами и вопросами.
Изначально мы с kiyonobu inoue и приехавшим на неделю из Питера
Джимом (с коим я познакомился лишь в пятницу) собрались поехать на день в Мирский замок, место дивной красоты и чудной атмосферы, где мне доводилось побывать лишь единожды, что и хотелось бы исправить. Однако благодаря совершеннейшей спонтанности, вовремя сработавшей памяти Ино и двум его замечательным братьям в субботу утром мы, удобно расположившись в охлаждённой кондиционером машине, отправились покорять просторы родной страны.
Есть, есть в Беларуси места, которые стоит увидеть, вдохнуть их запах и ощутить атмосферу, места, которые стоит запечатлеть в памяти, а не только на фотоплёнке. И хоть немного в нашей стране сохранилось памятников старины, мало-мальски древних замков или старых храмов, те немногие, что не были разрушены во время первой мировой и Великой Отечественной войн, достойны того, чтобы желать их увидеть.
Впечатление от поездки, которая отняла весь день и сказалась многочисленными комариными укусами, сожжённым на небывалом солнце лицом и покрасневшими плечами, тем не менее, просто замечательное. Это небольшое путешествие стоило того, чтобы потерпеть несколько неудобств. Поэтому ещё раз огромное спасибо kiyonobu inoue, его братьям,
Джиму и, конечно, Лянче, благодаря которой мы были избавлены от мучений тряски в душном транспорте несколько часов подряд.
читать дальше Костёл Святой Троицы, где мы в первую очередь остановились, не поразил своим возрастом в сравнении с другими храмами (он был построен только в 1877 году), но всё же донёс некое чувство умиротворённости и спокойствия в том их проявлении, которое может возникнуть лишь в храмах. Пока мы обходили вокруг запертого костёла и осматривали его снаружи, изнутри вышел молодой человек, который отпер двери, провёл нас в костёл и немного рассказал о нём, разрешив сделать фотографии и даже несколько раз нажав на клавиши старого запаутиненного органа, явно требующего ремонта.

Замок в Коссово - один из самых молодых в Беларуси, но даже несмотря на свою молодость, он, увы, не сохранился до наших дней в своей первозданной красоте, которая, однако, угадывается даже по тем остаткам прошлого, что ещё можно лицезреть. Его строительство в 1838 году затеял помещик Казимир Пусловский, а закончил в 1840 году его сын Вандолин. Построен замок, который точнее было бы назвать дворцом, ибо он не предназначался для оборонительных целей, в псевдоготическом стиле. Или неоготическом, как было указано на одном из туристических сайтов, откуда была почерпнута кое-какая информация о посещённых нами местах. Впрочем, присмотревшись уже по возвращении к фотографиям, соотнеся некоторые детали архитектуры с различными стилями, я пришёл к выводу, что Коссовский замок представляет собой попытку соединить в себе несколько стилей, представленных отдельными деталями, за счёт чего создаётся впечатление некого подражания или возвращения к средневековью.

Когда-то - об этом я уже узнал позже - в замке было 132 комнаты и залы, каждая из которых предназначалась для определённых целей и обладала несколькими особенностями, что делало её непохожей на остальные. Например, в Черном зале играли в столь популярные тогда карты, в Белом располагалась просторная гостиная, а вот Парадный зал был для того времени просто чудом воображения и воплощения: под двойным полом здесь плавали сотни экзотических рыб. Рядом с дворцом Казимир Пусловский заложил великолепный парк, напоминавший ренессанские сады Италии, с искусственными озерами, декоративными террасами и заморскими деревьями. Сад, к сожалению, совершенно не сохранился, сильно пострадав в годы первой мировой, теперь на его месте возвышаются лишь сосны.
Первая мировая война начала череду разрушений когда-то прекрасного дворца, а в 1944 году его пытались поджечь партизаны. Замок полыхал десять дней, после чего от него остались голые стены, да кое-где куски обгоревших деревянных подпорок и перекладин. Пол осел и провалился, от крыши не осталось даже воспоминаний, но всё же замок устоял. Быть может, права легенда, согласно которой крепость и сила замка от того, что стены его были выложены из кирпича на яичных желтках, смешанных с кровью.

По пути мы ненадолго завернули в усадьбу Костюшко, где, впрочем, даже фотографировать было нечего, ибо дом-музей начал строиться всего год назад, а расположенный рядом с ним «уголок старины» удивил псевдоколодцем, в котором росли цветы, стоящей на подпорках телегой и несколькими приспособлениями для пряния, почему-то лежащими в корыте. Забавно, что музей строится на средства США, хотя Андрей Тадеуш Бонавентура Костюшко, родившийся здесь в конце XVIII века, был не только национальным героем Америки, но и ярким политическим и военным деятель Речи Посполитой, о чём в учебниках истории родной державы упоминается очень вскользь. В столице даже нет улицы, названной в его честь, хотя улица Суворова, коим было подавлено национально-освободительное восстание под предводительством Костюшки, в Минске есть. Вот как у нас гордятся своими героями.
В посёлке городского типа Ружаны вокруг некогда торговой площади (как она называется сейчас, не имею понятия) застройка производилась в XVII - XVIII веках. Ещё ранее на соседнем холме был воздвигнут замок - резиденция Льва Сапеги, достаточно известной политической фигуры, понятие о которой более-менее имеют почти все Беларусы (по крайней мере, всё ещё хочется в это верить). Война со шведами и ряд междуусобных столкновений привели к тому, что в конце XVII - начале XVIII веков замок полностью лишился своего оборонного значения. Поэтому во второй половине XVIII века, когда его реставрировали, он был из оборонительного замка превращен в дворцовый ансамбль.

Когда-то этот ансамбль представлял собой сочетание двух корпусов, соединённых меж собой аркадой, а площадь внутреннего двора, о коей можно судить по углу, под котором закругляются сохранившиеся части аркады, даже сейчас заставляет впечатлиться, как и внушительные подъездные ворота, похожие скорее на триумфальную арку.

В Сынковичах, небольшой деревне деревне Зельвенского района, о которой я даже не слышал до вчерашней поездки, находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Церковь святого Михаила Архангела была построена на рубеже XV и XVI веков. Весьма внушительная постройка с элементами древнерусского зодчества и готики, на первый взгляд скорее похожя на замок, чем на храм. Глубина и размещение бойниц наводят на мысли о том, что подобраться к этой постройке было очень непросто, а вот оборонение изнутри представляется куда более возможным.

К сожалению, внутрь попасть нам так и не удалось, ибо в субботу никаких служб не проходило, на двери висел замок, а по указанному номеру телефона (мобильный отца Арсения, с которым нужно беседовать по поводу экскурсий) позвонить было невозможно из-за отстутствия сети, да и явно не вышло бы устроить всё в один день.
Последним в нашем путешествии мы посетили один из древнейших городов Беларуси Слоним, блуждание по которому в поисах достопримечательностей походило скорее на прогулку с разглядыванием окрестностей и задержками у исторических памятников. В церкви мы не заходили, потому что как раз в то время проходили службы, а мои спутники не пожелали беспокоить людей, да и мне воспитание не позволило бы счёлкать фотоаппаратом, хотя осмотреть изнутри не отказался бы. Зато мы посетили фарный костёл святого Андрея, выстроенный во второй половине XVIII века, где тоже шла служба, однако посидеть в уголке и оглядеть внутреннее убранство никто не мешал. Что порадовало лично меня: служба проходила на польском языке, в отличие от большинства минских костёлов. Но это и понятно: брестская и гродненская области наиболее приближены к территории Польши, а потому и католиков там больше, и религиозные традиции сохранились в куда менее изменённом варианте, нежели в столице и более «православных» областях. Костёл мы покинули, когда началось причащение, после чего продолжили прогулку по городу, в исторической части которого едва ли не каждое второе здание чем-то отметилось в летописи времени.

Единственное, чего мы так и не нашли в Слониме, - синагогу. Их в городе две, но одна теперь представляет собой давно заброшенные развалины, которые вряд ли кто-нибудь собирается реставрировать, а другая, отреставрированная, если верить «туристическому путеводителю» (распечатки информации с какого-то сайта), должна была быть расположена на улице Комсомольской. Мы проходили там пешком, проезжали на машине, но так и не увидели синагогу. Даже у местных спрашивали, но почему-то все указывали на развалины, ничего не упоминая об отреставрированной. Метод поиска «по зову предков», среди коих у меня со стороны матери, к слову сказать, имеются евреи, ничего не дал, хотя я был уверен, что синагога там есть, но мы просто не можем её найти. И между прочим, оказался прав, ибо уже вернувшись домой и поискав по справочникам, нашёл фотографию той самой синагоги, до которой мы просто немного не доехали. Да и не обратили бы внимания, ибо о том, что это именно синагога, а не дворец бракосочетаний, говорит лишь табличка возле двери, а из машины её явно не было видно. Увы, пешком мы бродили в другую сторону, иначе непременно увидели бы синагогу, которая внутри, судя по всему, куда более пронизана историей, чем снаружи.
На выезде из области нас провожал в дорогу огромный одинокий зубр.

Фотографии делали я и Андрей, брат Ино.
Где чьи - уже не вспомню.
Прошу прощения, что так опоздал с отзывами, уезжал на природу, оттуда пытался писать смс, но, увы, почему-то не прошло(
Фотографии прекрасны, мой огромнейший респект и восхищение тебе, Иноуэ и его братьям. Спасибо, что показали такую красоту!)
Очень интересно было почитать и посмотреть!