Мой способ шутить – говорить правду. Нет на свете ничего смешнее. ©Б.Шоу
Мы не слишком-то привыкли обращать внимание на время, вспоминая о нём разве что в день рождения, отмечая ещё один круг планеты Земля. Да и то думаем о своём собственном времени: сколько прожили, что успели сделать, сколько ещё нам отмеряно лет. Время так редко рассматривается само по себе, что мы уже привыкли размышлять о нём в привязке к самим себе или другим людям. В этом, пожалуй, нет ничего плохого и хорошего, просто так есть и всё тут. Вот только из-за подобных привязок времени к человеку в какой-то момент можно неожиданно для самого себя понять, что время-то движется по совершенно иному кругу, нежели третья планета от Солнца вместе с населяющими её человечками.
Взять, к примеру, пятидесятые - шестидесятые годы. Всего полвека прошло – не так уж и много даже в рамках единственного поколения; большинство из нас, если не случается ничего экстраординарного или трагического, вполне спокойно проживают этот срок и даже больше. Это не говоря уж о том, что как раз те годы отчётливо отпечатались в нашей истории: чего не помнят наши родители, помнят деды, могут рассказать о том, что видели собственными глазами, а потому создаётся впечатление, будто и мы были там, что это совсем недалеко, недавно. События незадолго до того завершившейся Великой Отечественной, бум пятилеток, смерть Сталина, некоторые остро характерные именно для тех лет особенности советского строя… Вполне знакомо, более-менее понятно, доступно для анализа и изучения. Недавняя история, ещё даже не ставшая по-настоящему прошлым.
А ведь при этом стоит посмотреть любой фильм тех лет, взять даже простую и незатейливую комедию с любимыми актёрами, и приглядеться чуть внимательнее, чем просто как к чему-то старому-доброму, ставшему почти родным, - и начинаешь замечать невообразимые отличия, кажущиеся порой как будто проявлениями иного измерения. Нет, я не имею в виду отсутствие мобильных телефонов, привычной компьютерной техники и мини-юбок на женщинах в городе – это та дань времени, которая меняется постоянно, а потому не слишком привлекает внимание. Речь о людях. Порой смотришь старый (или не такой уж старый, право же) фильм – и не можешь не улыбаться, поражаясь наивности, неиспорченности, какой-то трепетности взрослых, казалось бы, и зрелых людей, их взглядам на мир и жизнь, на понятия дружбы, любви и, конечно же, труда – последнее особенно забавно в двадцать первом веке. Все эти Наденьки и Леночки, которые в поздние двадцать смущаются целоваться с мужчинами, все эти Иваны и Степаны, ежемесячно бьющие все трудовые рекорды… Всё – взгляды, слова, жесты, посадка головы и тембр голоса – всё то, что, казалось бы, не имеет привязки ко времени, совершенно не такое, как полвека спустя. Всего лишь полвека.
Да, разумеется, это кинофильмы, и они отражают будничную жизнь тех лет примерно в той же степени, как современные – жизнь сегодняшнюю, то есть довольно-таки приблизительно. И всё же, всё же… Всё же понимаешь, что кое-что не так уж далеко от истины, и те, кому тогда было двадцать пять – тридцать, так сильно отличаются от нас, своих живущих в двадцать первом веке ровесников. Хотя, казалось бы, основные жизненные ценности те же – быть счастливым, иметь семью и близких людей, хорошую работу (пусть и понятия хорошести существенно изменились), периодически развлекаться и отдыхать (хоть и, подчиняясь времени, иначе), читать книги, воспитывать детей, кормить кошку, гулять в парке, пить чай или пиво (какая разница, налитое из большой бочки возле магазина или выпитое из банки, купленной в ближайшем киоске?), заниматься любимыми делами… Но что-то неуловимо иное есть в них и в нас, как если бы мы были компьютерами разных моделей… нет, даже не моделей, а фирм: функции те же, возможности одинаковые, только программное обеспечение создано чуть по иным принципам. Windows и Linux, Opera и Firefox, Google и Yahoo – настолько похожие и такие разные…
Наверное, было бы интересно подумать об этом ещё лет через пятьдесят. И посмотреть глазами будущего человека какое-нибудь современное кино. Может, «Матрица» будет считаться лучшей в мире комедией?
Взять, к примеру, пятидесятые - шестидесятые годы. Всего полвека прошло – не так уж и много даже в рамках единственного поколения; большинство из нас, если не случается ничего экстраординарного или трагического, вполне спокойно проживают этот срок и даже больше. Это не говоря уж о том, что как раз те годы отчётливо отпечатались в нашей истории: чего не помнят наши родители, помнят деды, могут рассказать о том, что видели собственными глазами, а потому создаётся впечатление, будто и мы были там, что это совсем недалеко, недавно. События незадолго до того завершившейся Великой Отечественной, бум пятилеток, смерть Сталина, некоторые остро характерные именно для тех лет особенности советского строя… Вполне знакомо, более-менее понятно, доступно для анализа и изучения. Недавняя история, ещё даже не ставшая по-настоящему прошлым.
А ведь при этом стоит посмотреть любой фильм тех лет, взять даже простую и незатейливую комедию с любимыми актёрами, и приглядеться чуть внимательнее, чем просто как к чему-то старому-доброму, ставшему почти родным, - и начинаешь замечать невообразимые отличия, кажущиеся порой как будто проявлениями иного измерения. Нет, я не имею в виду отсутствие мобильных телефонов, привычной компьютерной техники и мини-юбок на женщинах в городе – это та дань времени, которая меняется постоянно, а потому не слишком привлекает внимание. Речь о людях. Порой смотришь старый (или не такой уж старый, право же) фильм – и не можешь не улыбаться, поражаясь наивности, неиспорченности, какой-то трепетности взрослых, казалось бы, и зрелых людей, их взглядам на мир и жизнь, на понятия дружбы, любви и, конечно же, труда – последнее особенно забавно в двадцать первом веке. Все эти Наденьки и Леночки, которые в поздние двадцать смущаются целоваться с мужчинами, все эти Иваны и Степаны, ежемесячно бьющие все трудовые рекорды… Всё – взгляды, слова, жесты, посадка головы и тембр голоса – всё то, что, казалось бы, не имеет привязки ко времени, совершенно не такое, как полвека спустя. Всего лишь полвека.
Да, разумеется, это кинофильмы, и они отражают будничную жизнь тех лет примерно в той же степени, как современные – жизнь сегодняшнюю, то есть довольно-таки приблизительно. И всё же, всё же… Всё же понимаешь, что кое-что не так уж далеко от истины, и те, кому тогда было двадцать пять – тридцать, так сильно отличаются от нас, своих живущих в двадцать первом веке ровесников. Хотя, казалось бы, основные жизненные ценности те же – быть счастливым, иметь семью и близких людей, хорошую работу (пусть и понятия хорошести существенно изменились), периодически развлекаться и отдыхать (хоть и, подчиняясь времени, иначе), читать книги, воспитывать детей, кормить кошку, гулять в парке, пить чай или пиво (какая разница, налитое из большой бочки возле магазина или выпитое из банки, купленной в ближайшем киоске?), заниматься любимыми делами… Но что-то неуловимо иное есть в них и в нас, как если бы мы были компьютерами разных моделей… нет, даже не моделей, а фирм: функции те же, возможности одинаковые, только программное обеспечение создано чуть по иным принципам. Windows и Linux, Opera и Firefox, Google и Yahoo – настолько похожие и такие разные…
Наверное, было бы интересно подумать об этом ещё лет через пятьдесят. И посмотреть глазами будущего человека какое-нибудь современное кино. Может, «Матрица» будет считаться лучшей в мире комедией?
Не следует путать зрелость как следствие взросления с мудростью как следствие пережитых событий и получения опыта.
Это суть разные понятия.